Размер шрифтаaaa
Цвет сайтаaa

Версия сайта для слабовидящихОбычная версия сайта
Опросы
Нравится ли Вам сайт?

1.4. Немчинова Е.В. Равные возможности

 

Скачать полную версию выступления в формате doc

 

Скачать презентацию к выступлению в формате pptx

 

 

Выступление

Немчиновой Елены Владимировны,

заместителя директора –  начальника управления

опеки и попечительства Департамента

 социального развития Ханты-Мансийского

 автономного округа – Югры

 

на заседании координационного совета

по реализации демографической и семейной политики

в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре

28.02.2018, г. Ханты-Мансийск

Слайд 1

 

 

Итоги реализации в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре Национальной стратегии действий в интересах детей

по разделу «Равные возможности для детей, нуждающихся в особой заботе государства»

 

Слайд 2

 

К категории детей, нуждающихся в особой заботе государства, относятся дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, дети с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов.

 

 

Меры в отношении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

 

 

Слайд 3

 

По итогам 2017 года численность детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее – дети-сироты), зарегистрированных в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре (далее – автономный округ), составила 7 849 детей, из них воспитываются в семьях граждан 7 798 детей, в том числе 2 487 усыновленных детей, что составляет 99,4 % от общего числа детей-сирот. Доля детей-сирот в общей численности детей в автономном округе составляет 1,93%, снизившись на 0,03% (по итогам 2016 года – 1,96%).

 

Численность детей-сирот в среднем сохраняется на одном уровне, что в большей степени объясняется ежегодным притоком в автономный округ указанной категории детей из других субъектов Российской Федерации и других государств. В период с 2013 по 2017 годы на учет в органах опеки и попечительства поставлены 1 893 детей, оставшихся без попечения родителей. Вместе с тем, численность выявляемых в Югре детей-сирот сокращается.

 

За 2017 год выявлены 448 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, что на 19% меньше в сравнении с 2013 годом.

 

Показатель

2013

2014

2015

2016

2017

Выявлено детей, оставшихся без попечения родителей

553

497

507

500

448

Устроены в течение отчетного периода на воспитание в семьи граждан (с учетом ранее выявленных)

550

536

500

457

403

 

Слайд 4

 

На конец 2017 года в 5 организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: 4 центрах помощи детям, оставшимся без попечения родителей, и Доме ребенка (город Урай) воспитываются  43 ребенка. За период с 2013 по 2017 годы сокращение числа воспитанников в указанных организациях составило 87%.

 

Показатель

2013

2014

2015

2016

2017

Число детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, зарегистрированных в автономном округе, из них:

7 514

7 694

7 871

7 931

7 849

Число детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, воспитывающихся в семьях граждан, человек

7 191

7 509

7 783

7 859

7 798

Число воспитанников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, человек

320

179

84

66

43

Число детей, оставшихся неустроенными на конец отчетного года, человек

3

6

4

6

8

Доля детей, воспитывающихся в семьях граждан по отношению к общему числу детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в автономном округе, %

95,7

97,6

98,9

99,1

99,4

 

Таким образом, в Югре обеспечен приоритет семейного воспитания детей-сирот.

 

В соответствии с законодательством Российской Федерации дети помещаются под надзор в организации для детей-сирот временно, на период до их устройства на воспитание в семью, в случае если невозможно немедленно назначить им опекуна или попечителя (пункт 4 Постановления Правительства РФ от 24.05.2014 № 481 «О деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и об устройстве в них детей, оставшихся без попечения родителей»).

 

Высокий показатель устройства детей-сирот в замещающие семьи сохраняется на протяжении пяти лет, в том числе и за счет проведения в автономном округе на постоянной основе мероприятий по пропаганде семейного устройства, активной работе органов местного самоуправления, содействия департамента общественных и внешних связей автономного округа, средств массовой информации (СМИ).

 

За 2017 год выявлены 16 детей в связи с оставлением их матерями при рождении, из них 11 детей переданы на воспитание в замещающие семьи, 3 ребенка, имеющие тяжелые заболевания, помещены в Урайский Дом ребенка, в отношении 2 детей по состоянию на 01.01.2018 избиралась форма устройства (1 ребенок передан на семейное воспитание, 1 ребенок в связи с тяжелым состоянием здоровья помещен в Урайский Дом ребенка).

 

 

Показатель

2013

2014

2015

2016

2017

Численность детей, оставленных матерями при рождении

47

47

21

32

16

 

За пять лет указанный показатель сократился на 66%, что свидетельствует о качественной профилактической работе органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, направленной на реализацию права ребенка воспитываться кровной семьей.

 

Слайд 5

 

Количество детей-сирот, возвращенных из замещающих семей с 2013 по 2017 годы сократилось на 75%.

 

Показатель

2013

2014

2015

2016

2017

Отменено решений о передаче ребенка на воспитание в семью, из них:

73

61

48

30

18

в связи с ненадлежащим выполнением замещающими родителями обязанностей по воспитанию

18

13

20

12

8

по причине жестокого обращения с детьми

1

0

4

4

3

по инициативе замещающих родителей

54

48

20

14

7

 

В целях защиты детей в замещающих семьях, своевременного выявления нарушений прав и законных интересов детей со стороны замещающих родителей в автономном округе ежегодно проводится тестирование указанных детей на комфортность их пребывания в замещающих семьях.

 

Ежегодно средний процент охвата тестируемых детей составляет 87%. Уровень комфортности пребывания в семье ниже среднего отмечен в среднем у 1,5% детей. С указанными семьями организуется индивидуальная профилактическая работа, направленная на восстановление детско-родительских отношений.

 

Положительным результатом межведомственной работы, направленной на профилактику социального сиротства, является сокращение численности родителей, лишенных родительских прав и ограниченных в родительских правах.

 

Слайд 6

 

В течение 2017 года на территории автономного округа решениями судов лишены родительских прав 351 родитель. Указанный показатель с 2013 года сократился на 31%.

 

Показатель

2013

2014

2015

2016

2017

Численность родителей, лишенных родительских прав, из них:

511

428

443

465

351

уклонение от выполнения родительских обязанностей, в том числе злостное уклонение от уплаты алиментов

435

370

371

385

306

заболевание хроническим алкоголизмом или наркоманией

78

28

36

49

23

отказ без уважительных причин взять своего ребенка из родильного отделения либо из иного лечебного, воспитательного учреждения, учреждения социальной защиты населения

13

19

27

24

10

совершение умышленного преступления против жизни или здоровья своих детей либо против жизни или здоровья супруга

1

4

4

5

6

в связи с жестоким обращением с детьми

3

4

3

1

6

 

Слайд 7

 

В течение 2017 года ограничены в родительских правах 67 родителей, что на 40% меньше, чем в аналогичном периоде 2013 года.

 

Показатель

2013

2014

2015

2016

2017

Численность родителей, ограниченных в родительских правах, из них:

111

118

78

75

67

ненадлежащее исполнение родительских обязанностей вследствие поведения

68

102

58

60

41

психическое расстройство или иное хроническое заболевание

41

15

20

13

24

стечение тяжелых обстоятельств (нахождение родителей на длительном лечении)

2

1

0

2

2

 

Слайд 8

 

Задачи на 2018 и последующие годы

 

Повышение эффективности работы в соответствии с полномочиями по профилактике социального сиротства;

 

обеспечение условий для развития усыновления как приоритетной формы семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

 

усиление контроля за воспитанием подопечных детей в замещающих семьях;

 

совершенствование подготовки кандидатов в замещающие родители.

 

Подготовлен проект плана мероприятий («дорожная карта») по совершенствованию деятельности, направленной на защиту прав и интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся на воспитании в семьях и под надзором в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре на 2018-2022 годы.

 

«Дорожной картой» предусмотрены мероприятия, направленные на:

 

совершенствование деятельности по подготовке и сопровождению замещающих родителей (привлечение к подготовке представителей следственных управлений, органов внутренних дел в муниципальных образованиях автономного округа, врачей-психиатров, организацию дополнительного тестирования подопечных и воспитанников организаций для детей-сирот на признаки жестокого обращения и суицидального поведения);

 

усиление надзора за деятельностью замещающих родителей и пребыванием воспитанников в организациях для детей-сирот (организаций межведомственных проверок условий жизни подопечных, состоящих на профилактическом учете, с участием представителей следственных управлений, органов внутренних дел в муниципальных образованиях автономного округа, врачей-психиатров, а также внеплановых проверок замещающих семей при поступлении информации о нарушении прав и законных интересов подопечных);

 

разработку новых форм работы с замещающими семьями, в том числе при межведомственном взаимодействии органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних (организация для опекунов психологических тренингов и обучающих мероприятий, проведение ежегодного их анкетирования на выявление проблемных ситуаций в семье);

 

привлечение общественности к деятельности по защите детей-сирот (проведение ежегодного творческого конкурса замещающих семей, регионального форума приемных семей);

 

развитие кадрового потенциала органов опеки и попечительства и организаций, осуществляющих работу с замещающими семьями;

 

осуществление контроля за деятельностью органов опеки и попечительства и учреждений социального обслуживания, реализующих подготовку граждан, выразивших желание принять ребенка на воспитание в свою семью.

 

Слайд 9

 

За пять лет жилыми помещениями обеспечены 2 022 человека из числа детей-сирот, причём количество обеспеченных увеличилась на 9,6% (в 2013 году – 366 граждан, в 2017 году - 401 граждан).

 

Меры по обеспечению детей-сирот и лиц из их числа, принимаемые органами государственной власти и органами местного самоуправления, позволяют эффективно планировать объем средств бюджета автономного округа и обеспечивать реализацию государственных полномочий в полном объеме.

 

Сократился период ожидания гражданами жилых помещений специализированного жилищного фонда на два года (с четырех лет в 2013 году до двух лет в 2016 году). В течение 2017 года задолженность по обеспечению жилыми помещениями лиц из числа детей-сирот, право у которых возникло в 2013 году, полностью ликвидирована;

 

Уменьшилось на 42,5% количество граждан, ожидающих предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда (с 447 человек в 2014 году до 257 человек в 2017 году).

 

Меры в отношении детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья

 

Слайд 10

 

В Ханты-Мансийском автономном округе – Югре на 1 января 2018 года имеют статус «ребенок-инвалид» 5 949 человек (1,43% от числа детского населения 414 746 детей), увеличившись по сравнению с 2013 годом на 21,45%.

 

В структуре причин инвалидности на первом месте - психические расстройства и расстройства поведения 1 710 (30,6%), на втором месте – болезни нервной системы 1 564 (28,0%), на третьем месте - врожденные аномалии 640 (11,5%).

 

Годы

Число детей, имеющих статус «ребенок-инвалид» 

2013

4 898

2014

5 294

2015

5 337

2016

5 582

2017

5 949

 

Повышение уровня жизни семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья, посредством организации комплексной реабилитации, начиная с раннего возраста, являются приоритетными направлениями социальной политики Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.

 

Для каждого ребенка-инвалида на межведомственной основе разрабатывается и реализуется индивидуальная программа реабилитации и абилитации (далее – ИПР).

 

При оказании медицинской помощи в стационарных условиях лекарственное обеспечение и обеспечение лечебным питанием при всех группах заболеваний осуществляется бесплатно за счет средств обязательного медицинского страхования или средств бюджета Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.

 

При амбулаторном лечении лекарственное обеспечение реализуется за счет средств федерального и регионального бюджетов.

 

Слайды 11 - 13

 

В Югре сформирована система комплексной помощи для детей с особенностями развития в сферах социального обслуживания, образования, здравоохранения, культуры, физической культуры и спорта. Данная система является достаточной и полностью удовлетворяющей потребностям детей с особенностями здоровья в получении социальных услуг, образования, медицинской помощи.

 

В автономном округе право на образование детей с особенностями развития реализовано в полном объеме, созданы необходимые условия для  получения качественного образования лиц с ОВЗ, социальному развитию этих лиц, в том числе посредством организации инклюзивного образования.

 

Слайд 14

 

С 2016 года на основании межведомственного приказа Депздрав Югры и Депсоцразвития Югры (от 21.07.2016 №486-р/745) организована деятельность постоянно действующих школ для обучения родителей навыкам ухода и реабилитации в домашних условиях за детьми, имеющими особенности развития, на базе медицинских организаций Ханты-Мансийского автономного округа – Югры с целью повышения реабилитационного потенциала семьи.

 

Школы организованы на территории 17 муниципальных образований автономного округа (на базе 19 учреждений социального обслуживания и 22 медицинских учреждений). За период функционирования Школ навыкам ухода обучены 627 родителей.

 

Слайд 15

 

Для повышения и обеспечения качества и открытости предоставления реабилитационных услуг учреждениями, подведомственными Депсоцразвития Югры, разработаны и внедрены инновационные технологии и методики.

 

«Служба домашнего визитирования» (с 2012 года действует, ежегодно получают услуги более 500 детей-инвалидов с тяжелыми формами патологий);

 

«Раннего вмешательства» - раннее выявление и коррекция нарушений в развитии детей с особыми потребностями, сопровождение ребенка на этапах адаптации и интеграции (охвачены 2 015 детей);

 

«Оккупациональная терапия» - терапия повседневными занятиями, которая относится к активной форме восстановления, сохранения здоровья, социальной интеграции ребенка (охвачены 1 17 детей);

 

«Лекотека» (охвачены 73 ребенка).

 

«Иппотерапия» - занятия верховой ездой на лошадях, проводимые по специальным методикам;

 

«Канистерапия» - вид лечения и реабилитации при помощи специально отобранных и обученных собак под наблюдением квалифицированных специалистов (охвачены 32 ребенка);

 

«Гарденотерапия» - приобщение детей с ограниченными возможностями здоровья к работе с растениями (охвачены 23 ребенка).

 

Слайд 16

 

Принципиально важным направлением для автономного округа стало сопровождение детей с расстройствами аутистического спектра. По состоянию на 31 декабря 2017 года на диспансерном учете в медицинских организациях автономного округа состоят:

 

241 ребенок с расстройствами аутистического спектра;

 

108 детей с признаками РАС;

 

1 864 ребенка с признаками РАС и другими ментальными нарушениями.

 

В 2017 году в Югре утверждена Концепция комплексного сопровождения людей с расстройствами аутистического спектра и другими ментальными нарушениями в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре до 2020 года.

 

Концепция позволяет объединить на межведомственной основе наиболее эффективные методики с целью оказания квалифицированной комплексной помощи людям, в том числе детям с расстройствами аутистического спектра и другими ментальными нарушениями.

 

В развитие Концепции в автономном округе сформирована правовая основа по взаимодействию учреждений здравоохранения, образования,  социального обслуживания, культуры и спорта, внедряются современные программы комплексной реабилитации, занятости, определен ресурсный центр для обеспечения функционирования и развития региональной системы комплексной помощи людям с РАС (Сургутский государственный педагогический университет).

 

Одной из главных задач для создания системы комплексного сопровождения людей с РАС, в том числе детей, и качественного предоставления услуг является обучение работников всех ведомств, а также родителей детей с РАС.

 

В течение 2016-2017 годов повысили уровень компетентности:

 

более 200 специалистов социальной сферы;

 

более 150 родителей детей с РАС (в ноябре-декабре 2017 года проведены 5 семинаров в режиме ВКС центром реабилитации инвалидов детства «Наш солнечный мир», г. Москва).

 

В 2017 году Депсоцразвития Югры получена финансовая поддержка Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, в сумме 2 млн. 863 тыс. рублей на условиях софинансирования из бюджета автономного округа на реализацию комплекса мер по социальному сопровождению семей с детьми, оказанию комплексной помощи детям с РАС.

 

За счет средств, предусмотренных Комплексом мер, планируется обучение специалистов на базе стажировочных площадок Фонда, приобретение специализированного оборудования, разработка методических рекомендаций, проведение региональных конференций.

 

В рамках соглашения с Фондом  в IV квартале 2017 года:

 

приобретены 5 специализированных наборов для реабилитации детей с РАС;

 

разработаны информационно-просветительские материалы для родителей о признаках и способах ранней диагностики расстройства аутистического спектра, организации ранней комплексной помощи детям группы риска с признаками РАС и с РАС.

 

Слайд 17

 

Приоритетные задачи по реализации концепции на 2018 год:

 

 

создание регионального информационного банка данных по людям с расстройством аутистического спектра;

 

проведение рейтингования муниципальных образований по вопросам межведомственного взаимодействия в оказании помощи людям с РАС и их семьям;

 

внедрение системы возмездной опеки над недееспособными гражданами;

 

открытие тренировочных квартир в каждом муниципальном образовании для подготовки к самостоятельному либо сопровождаемому проживанию без законных представителей людей с РАС;

 

реализация технологии «Передышка» - открытие стационарного  социально-реабилитационного отделения для людей с РАС, что даст возможность членам семьи восстановить силы, решить бытовые вопросы, снизить риск отказа от инвалида.

 

В дальнейшем работа будет продолжена в рамках реализации мероприятий Плана основных мероприятий на 2018-2020 годы, посвященных проведению в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре Десятилетия детства.

 

Планом предусмотрен раздел, включающий мероприятия, направленные на обеспечение равных возможностей для детей, нуждающихся в особой заботе государства в сферах социальной защиты, здравоохранения физической культуры и спорта, образования, труда и занятости, культуры.