Размер шрифтаaaa
Цвет сайтаaa

Версия сайта для слабовидящихОбычная версия сайта
Опросы
Нравится ли Вам сайт?

7. Моховикова Т. Д.

 

Скачать полную версию выступления в формате doc

 

 

 

Выступление

Моховиковой Татьяны Дмитриевны,

Уполномоченного по правам ребенка в

Ханты-Мансийском автономном округе – Югре

на заседание координационного совета

по реализации демографической 

и семейной политики

в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре

24.05.2018, г. Ханты-Мансийск

                                          

 

О результатах мониторинга исполнения муниципальными образованиями автономного округа законодательства Российской Федерации в части соблюдения прав детей-инвалидов, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, на предоставление жилых помещений вне очереди

 

 

На особом контроле Уполномоченного находится ситуация с обеспечением жилыми помещениями в особом порядке – вне очереди граждан, в том числе несовершеннолетних, страдающих тяжелыми формами хронических заболеваний, предусмотренном частью 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации.

 

В докладах «О соблюдении прав, свобод и законных интересов ребенка в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре» за 2015-2017 годы, в ходе выступления  5 октября 2017 года на четвертом заседании Координационного совета представительных органов местного  самоуправления муниципальных образований Ханты-Мансийского автономного округа – Югры и Думы Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, состоявшемся в г. Сургуте, Уполномоченным настоятельно рекомендовано органам власти, в том числе органам местного самоуправления, самым тщательным образом рассмотреть вопрос о порядке предоставления вне очереди жилых помещений семьям, в составе которых воспитываются дети, страдающие тяжелыми формами хронических заболеваний, с учетом требований жилищного и гражданского законодательства,  практики Верховного и Конституционного судов Российской Федерации, а также, что крайне важно и значимо, интересов тяжелобольных детей.

 

Вместе с тем данные мониторинга ситуации о наличии детей, имеющих право на предоставление вне очереди жилых помещений, а также о сроках обеспечения несовершеннолетних жилыми помещениями в муниципальных образованиях автономного округа свидетельствуют о том, что проблема, по-прежнему, остается крайне острой:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Муниципальное образование

Численность н/л граждан (семей, в которых они проживают), принятых на учет в качестве нуждающихся в жилых помощениях, имеющих право на их внеочередное предоставление,

в связи с наличием тяжелых форм хронических заболеваний (пп. 3, п. 2, ст. 57 ЖК РФ),

по состоянию на 01.01.2017

 

Численность н/л граждан (семей, в которых они проживают), принятых на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, имеющих право на их внеочередное предоставление,

в связи с наличием тяжелых форм хронических заболеваний (пп. 3, п. 2, ст. 57 ЖК РФ),

по состоянию на 01.01.2018

Численность н/л граждан (семей, в кото-

рых они проживают), обеспеченных жилыми помещениями,в соответствии с наличием права на их внеочередное предоставление, в связи

с наличием тяжелых форм хронических заболеваний (пп. 3, п. 2, ст. 57 ЖК РФ), в 2016 году

 

Численность н/л граждан (семей в кото-

рых они проживают),обеспеченных жилыми помещениями,в соответствии с наличием права на их внеочередное предоставление,в связи

с наличием тяжелых форм хронических заболеваний (пп. 3,п.2,ст.57 ЖК РФ), в 2017году

Белоярский р-н

0

0

0

0

Березовский р-н

3

6

1

1

г. Когалым

0

1

0

0

г. Лангепас

1

1

6

0

г. Мегион

4

2

2

8

г. Нефтеюганск

8

7

2

2

г. Нягань

9

10

2

2

г. Нижневартовск

26

31

7

4

г. Покачи

1

1

0

1

г. Пыть-Ях

2

0

6

0

г. Радужный

1

0

0

1

г. Сургут

6

3

11

11

г. Урай

0

0

0

0

г. Ханты-Мансийск

7

5

9

8

г. Югорск

7

1

1

7

Кондинский р-н

4

4

0

1

Нефтеюганский р-н

0

0

0

0

Нижневартовский р-н

1

0

0

0

Октябрьский р-н

0

0

0

0

Советский р-н

1

5

0

0

Сургутский р-н

9

10

8

5

Ханты-Мансийский р-н

1

0

0

1

ВСЕГО

91

87

55

52

 

 

Дополнительно к ряду основных проблем, возникающих у родителей детей, имеющих тяжелые хронические заболевания, при решении вопроса о возможности постановки на учет в качестве имеющих право на предоставление жилых помещений вне очереди добавились с 1 января 2018 года еще несколько, и очень серьезных.

 

В период до 1 января 2018 года перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире (далее – Перечень), дающих право на предоставление жилых помещений вне очереди, был утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июня 2006 года № 378 «Об утверждении перечня тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире».

 

Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 29 ноября 2012 года № 987н «Об утверждении перечня тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире» утвержден новый Перечень, согласно которому вопрос о наличии права у граждан, имеющих тяжелые хронические заболевания, на внеочередное предоставление жилых помещений решается, начиная с 1 января 2018 года.

Новым Перечнем изменен набор заболеваний, дающих право на указанную выше льготу, в том числе значительно изменилось содержание пункта, касающегося наличия у граждан психических заболеваний.

Если по ранее действующему Перечню право на дополнительную жилую площадь возникало при наличии «психического заболевания, требующего обязательного диспансерного наблюдения», то согласно новому Перечню такое право предоставляется при наличии отдельных «хронических и затяжных психических расстройств с тяжелыми стойкими или часто обостряющимися болезненными проявлениями».

 

В результате количество взрослых и детей, имеющих психические заболевания, позволяющие претендовать на предоставление жилого помещения вне очереди, значительно сократилось.

 

Другая, возникшая с принятием нового Перечня, проблема связана с тем, что часть детей, включенных в списки граждан, имеющих тяжелое хроническое заболевание и право на предоставление жилых помещений вне очереди, не обеспеченных ими своевременно, имеет диагноз, не предусмотренный вновь утвержденным Перечнем, и, следовательно, возникает вопрос о наличии права на предоставление жилья после 1 января 2018 года.

 

Так, в период с 1 января по 1 мая 2018 года в адрес Уполномоченного поступило более 20 обращений граждан в защиту интересов детей, имеющих ранее право на предоставление жилых помещений вне очереди, в связи с тем, что в адрес законных представителей детей администрациями муниципальных образований автономного округа направлены уведомления либо предупреждения об исключении из списков граждан, имеющих право на жилье вне очереди.

 

Абсолютное большинство обращений направлено из города Нижневартовска.

 

По каждому случаю родителям детей оказано содействие в подготовке искового заявления в суд.

 

Уполномоченный, согласно закону Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 9 июня 2009 года № 85-ОЗ «Об Уполномоченном по правам ребенка в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре», в судебных процессах защищает права детей в качестве третьего лица.

 

Значительная часть обращений в защиту жилищных прав детей, имеющих тяжелые хронические заболевания, поступивших в адрес Уполномоченного в течение 2017 года, связана с отказами администраций муниципальных образований автономного округа в постановке семей и детей на учет для предоставления жилых помещений вне очереди, в связи с тем, что среднемесячный доход, приходящийся на каждого члена семьи, превышает величину, установленную в целях принятия граждан на соответствующий учет.

 

В соответствии со статьей 49 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения из государственного жилищного фонда предоставляются по договорам социального найма гражданам, признанным малоимущими в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации.

 

Согласно статье 27 Закона Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 6 июля 2005 года № 57-ОЗ «О регулировании отдельных жилищных отношений в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре» размер среднемесячного дохода и предельной стоимости подлежащего налогообложению  имущества, приходящихся на каждого члена семьи (одиноко проживающего гражданина), на основании которых гражданин признается малоимущим, устанавливается уполномоченными органами местного самоуправления в соответствующем муниципальном образовании самостоятельно в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации и указанным законом.

 

В настоящее время указанная величина варьируется в муниципальных образованиях автономного округа в размере от одного до трех величин прожиточного минимума, установленного в автономном округе для трудоспособного населения.

Значительно осложнилось положение семей с детьми, имеющими тяжелые хронические заболевания, после вынесения Верховным судом Российской Федерации Определения от 5 июля 2016 года № 41-КГБ16-22, в котором суд указал, что пункт 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации предполагает предоставление вне очереди жилых помещений по договорам социального найма только льготополучателям – гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний,  при которых совместное проживание с ними в одной квартире невозможно, иные члены семьи такого права не имеют.

Учитывая то, что вплоть до настоящего времени судебные решения выносились с аналогичными выводами, администрации муниципальных образований при получении от граждан заявлений о предоставлении жилых помещений вне очереди принимали решения о предоставлении жилых помещений с учетом проживания в них только самого льготополучателя.

 

Подобное решение вопроса не соотносилось с положениями Семейного и Гражданского кодексов Российской Федерации о том, что несовершеннолетний ребенок не может проживать один, без попечения законных представителей, предоставление однокомнатной квартиры таким семьям, без учета права проживать совместно с ребенком его законного представителя, противоречило здравому смыслу, не соответствовало интересам семьи и нарушало права больного ребенка, нуждающегося в круглосуточном уходе.

 

Так, в 2017 году в одном из муниципальных образований автономного округа предоставлена вне очереди однокомнатная благоустроенная квартира ребенку, имеющему тяжелое хроническое заболевание, являющемуся членом многодетной семьи, в которой помимо него воспитывается еще пятеро несовершеннолетних детей и имеется только один законный представитель – мама.

 

В настоящее время семья намерена проживать в жилом помещении в полном составе, так как больше проживать им негде.

 

Правомерно остро встал вопрос регистрации по месту жительства данного ребенка. С одной стороны, несовершеннолетний не может быть зарегистрирован по месту жительства без законного представителя, с другой – нарушается право ребенка на проживание в отдельной квартире в связи с тем, что проживание с ним в одной квартире остальных детей, учитывая то, что мама у них только одна, невозможно, в связи с наличием соответствующего заболевания.

 

Учитывая обозначенные коллизии законодательства, уполномоченные по правам ребенка в субъектах Российской Федерации неоднократно предлагали урегулировать данный вопрос в рамках правового пространства, соответствующие предложения были неоднократно направлены уполномоченными в имеющие законодательную инициативу органы власти различного уровня.

 

В 2017 году в Конституционный суд Российской Федерации за защитой права своей дочери воспитываться в полной семье и проживать с обоими родителями обратилась Альбина Ш. из Уфы, в семье которой воспитываются три девочки, одна из которых – инвалид. В заявлении было указано, что члены семьи не имеют право пользования каким-либо помещением в качестве собственников, нанимателей либо членов семьи нанимателя по договору социального найма, в связи с чем семья с 2013 года состоит на учете, как нуждающаяся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма и имеющая ребенка-инвалида, страдающего тяжелым хроническим заболеванием, имеющего право на предоставление жилого помещения вне очереди.

 

Семья Ш. просила Конституционный суд Российской Федерации провести проверку конституционности подпункта 3 пункта 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации.

 

По результатам рассмотрения указанного заявления Конституционный суд указал, что согласно положениям Конституции Российской Федерации, предписаниям международных правовых актов предпочтительно совместное проживание родителей со своими несовершеннолетними детьми, что, соответственно, возлагает на государство ответственность за создание для этого необходимых условий.

 

Федеральный законодатель с этой целью ввел в правовое регулирование правила, касающиеся установления места жительства несовершеннолетних, – это, в соответствии со статьей 20 Гражданского кодекса Российской Федерации, место жительства их законных представителей – родителей, усыновителей или опекунов.

 

Таким образом, действующее законодательство, учитывая физическую и умственную незрелость несовершеннолетнего ребенка, а в отношении ребенка-инвалида – также необходимость постоянного обеспечения его особых нужд и потребностей, исходит из того, что местом жительства ребенка является место жительства его семьи (законного представителя), и устанавливает обязанность родителей (иных законных представителей) проживать совместно с ребенком.

 

Дети-инвалиды тем более нуждаются в том, чтобы им были обеспечены условия для полноценного развития и интеграции в общество. В этих целях при осуществлении  правового регулирования общественных  отношений с участием инвалидов необходимо учитывать их интересы и потребности как лиц, нуждающихся в повышенной социальной защите, что предполагает не только создание специальных правовых механизмов, предоставляющих инвалидам дополнительные преимущества и гарантирующих им право на равные с другими гражданами возможности при реализации конституционных прав, но и введение мер социальной поддержки для лиц, осуществляющих социально значимую функцию воспитания детей-инвалидов и ухода за ними, связанную с повышенными психологическими и эмоциональными нагрузками, физическими и материальными затратами с тем чтобы определенным образом компенсировать таким лицам соответствующие обременения, возникающие в связи с необходимостью обеспечивать особые нужды и потребности детей-инвалидов, обусловленные их возрастом и состоянием здоровья.

 

Также Конституционный суд указал, что исходя из приведенных выше правовых позиций Конституционного суда Российской Федерации, с учетом природы России как социального государства, обязанного обеспечивать охрану семьи и права ребенка, предоставление жилого помещения в порядке, предусмотренном пунктом 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, в расчете лишь на самого несовершеннолетнего, страдающего тяжелой формой хронического заболевания, фактически приводило бы либо к отказу от использования данной льготы, либо – при ее использовании – к существенным затруднениям в реализации  родителями прав и обязанностей, а, следовательно,  лишало бы смысла закрепление в жилищном законодательстве права на получение вне очереди жилого помещения по договору социального найма применительно к несовершеннолетним,  страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, делая его иллюзорным и противоречащим Конституции Российской Федерации.

 

Пункт 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования не предполагает вынесения решения о предоставлении несовершеннолетнему гражданину, страдающему соответствующим  заболеванием, жилого помещения без учета того, что он не может быть лишен возможности получать должные уход и воспитание, то есть без учета необходимости постоянного обеспечения его особых нужд и потребностей, а, следовательно, проживания в предоставляемом ему жилом помещении по крайней мере еще одного взрослого члена семьи, осуществляющего уход за этим несовершеннолетним.

 

Таким образом, Определением от 22 января 2018 года №4 Конституционный суд Российской Федерации указал на то, что при решении вопроса о предоставлении жилых помещений детям, имеющим тяжелые хронические заболевания, в том числе в судебном порядке, необходимо учитывать положения Гражданского и Семейного кодексов Российской Федерации в части недопустимости разделения семьи, с учетом прав и интересов несовершеннолетних россиян.

 

Альтернативой предоставлению жилого помещения семье, в которой  воспитывается ребенок, имеющий инвалидность, учитывая проблемы, связанные с трудностями обустройства многоквартирных домов пандусами и подъемниками, надлежащими дверными проемами, обеспечение иных требований, предъявляемых Постановлением Правительства Российской Федерации от 9 июля 2016 года №649 «О мерах п приспособлению жилых помещений и общего домового имущества в многоквартирном доме с учетом потребностей инвалидов», а также с наличием претензии соседей, в  связи с недостаточной звукоизоляцией перекрытий и стен, является предоставления ребенку-инвалиду земельного участка, на котором его родители (законные представители) вправе возводить отдельно стоящее жилое помещение.

 

Предоставление земельных жилых участков для индивидуального жилищного строительства предусмотрено статьей 7.4 Закона Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 6 июля 2005 года № 57-оз «О регулировании отдельных земельных отношений в Ханты-Мансийском автономном округе-Югре».

 

Вместе с тем, в ряде случаев муниципальные образования автономного округа отказывают законным представителям детей в постановке на учет детей-инвалидов, объясняя это отсутствием указания в законе на право на постановку такой категории граждан, как «семья, воспитывающая ребенка-инвалида».

 

В целях защиты имущественных прав детей-инвалидов Уполномоченным направлено в адрес Думы Ханты-Мансийской автономного округа Югры шестого созыва обращение о необходимости урегулирования вопроса, касающегося права на получение бесплатно земельного участка, с учетом прав и интересов несовершеннолетних югорчан.