Размер шрифтаaaa
Цвет сайтаaa

Версия сайта для слабовидящихОбычная версия сайта
Опросы
Нравится ли Вам сайт?

5. Дренин А. А.

 

Скачать полную версию выступления в формате doc

 

 

 

Выступление

Дренина Алексея Анатольевича,

директора Департамента образования и молодежной политики

Ханты-Мансийского автономного округа – Югры

на заседание координационного совета

по реализации демографической 

и семейной политики

в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре

24.05.2018, г. Ханты-Мансийск

 

 

О профориентационной и профконсультационной работе с детьми с отклонениями в развитии, имеющими перспективу ограничения трудоспособности

 

Помощь обучающимся в профориентации, получении профессии и социальной адаптации осуществляется в соответствии со статьей 42 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», данная работа обеспечивается службами психолого-педагогического сопровождения, функционирующими во всех общеобразовательных организациях, организациях профессионального и высшего образования.

 

В Югре количество детей с различными нарушениями развития школьного возраста по состоянию на 01.01.2018 года составляет 7435 человек, из них 3307 детей-инвалидов.

 

Система образования Югры представлена вариативной сетью образовательных организаций, оказывающих помощь детям с ограниченными возможностями здоровья и детям-инвалидам.

 

Детям с особенностями развития предоставлена возможность обучаться как в общеобразовательных организациях совместно с развивающимися в норме сверстниками (инклюзивное образование), так и в специальных образовательных организациях:

 

- 19 казенных общеобразовательных организаций, реализующих в качестве основного вида деятельности адаптированные образовательные программы, где обучаются 2301 человек, в т.ч. 1198 ребенка-инвалида;

- 187 специальных (коррекционных) классов, где реализуются в качестве основного вида деятельности, адаптированные основные общеобразовательные программы (интеграция), в которых обучаются 1681 человек, в т.ч. 291- дети-инвалиды;

- классы муниципальных общеобразовательных организаций, в которых реализуется инклюзивный принцип образования посредством адаптированных образовательных программ, где обучаются 3519 детей с ограниченными возможностями здоровья, в т.ч. 935 детей-инвалидов;

- 61 класс в муниципальных образовательных организациях для детей с умственной отсталостью, где реализуются в качестве основного вида деятельности, адаптированные основные общеобразовательные программы (интеграция), в которых обучаются 289 человек, в т.ч. 95 детей-инвалидов.

 

Казенные общеобразовательные организации реализуют адаптированные образовательные программы для детей со следующими нарушениями:

 

- для детей с умственной отсталостью - 13 образовательных организаций;

- для детей с задержкой психического развития - 2 образовательных организации;

- для глухих и слабослышащих детей - 2 образовательных организации;

- для детей с тяжелыми речевыми нарушениями и глухих детей - 1 школа-детский сад;

- для детей с тяжелыми речевыми нарушениями, нарушениями зрения и слуха - 1 образовательная организация.

 

В 9 образовательных организациях имеются интернаты, позволяющие обеспечить стационарное проживание детей с ограниченными возможностям здоровья.

 

Универсальная безбарьерная и коррекционно-развивающая среда для получения образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, в том числе для получения инклюзивного образования, создана в 113 образовательных организациях (35% от общего количества общеобразовательных организаций), при этом архитектурная доступность создана во всех 100% образовательных организациях автономного округа.

 

Для каждого обучающегося формируется образовательный маршрут, направленный на личностно-ориентированный процесс обучения и воспитания, включающий выбор образовательной организации с учетом рекомендаций ПМПК, подбор образовательных методик и программ, определения способов, методов и технологий образовательной деятельности, программу психолого-педагогического сопровождения социальной интеграции ребенка.

 

Формы и методы профориентационной работы с детьми указанной категории подбираются в соответствии с нозологиями с учетом необходимых специальных условий.

 

Так, для детей с нарушением зрения, особенностями обучения являются формирование тифлообраза и звукового восприятия объектов виртуального пространства, навыки десятипальцевого метода печати и автоматизация полученных навыков.

 

Для детей с нарушением слуха используются такие методы обучения, как жестовый (на основе жестового языка и дактилологии), верботональный (на основе слухового и тактильно-вибрационного восприятия), билингвистический (на основе выбора способа коммуникации).

 

Для детей с нарушением речи основными технологиями сопровождения являются проведение индивидуальных логопедических занятий для формирования предпосылок к полноценному освоению программного материала, ориентированность на максимальную реализацию возрастных взаимоотношений и резервов детей, развитие и совершенствование речевых навыков (монологическая и диалогическая речь), формирование коммуникативных навыков и психологических предпосылок.

 

Для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата используются технологии индивидуализации, разноуровневой дифференциации и личностного ориентирования, специальные приемы и методы в процессе учебно-воспитательной деятельности для улучшения психофизического и эмоционального состояния и создания оптимальных условий для достижения каждым ребенком ситуации успеха, метод экскурсионной педагогики.

 

Сопровождение детей с нарушением интеллекта направлено на развитие эмоционального, социального и интеллектуального потенциала, обучение навыкам самообслуживания, социальной адаптации, формирование позитивных личностных качеств, создание условий для осознанного выбора и освоения профессии.

 

Сопровождение детей всех детей указанной категории осуществляется с применением технологий интегрированного и личностно-ориентированного обучения, ориентированных на здоровье сбережение, с использованием классно-урочной, групповой и индивидуальной форм обучения.

 

Обучающиеся с применением дистанционных технологий обеспечиваются специализированным оборудованием за счет средств бюджета автономного округа для организации доступа к информационным ресурсам и организации самостоятельной исследовательской и проектной деятельности.

 

В общеобразовательных организациях, реализующих в качестве основного вида деятельности адаптированные общеобразовательные программы, реализуются программы профессиональной подготовки, в том числе с использованием сетевой формы обучения, для детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья по следующим специальностям: «столяр», «слесарь-сантехник», «швея», «плотник», «штукатур», «рабочий по обслуживанию и текущему ремонту помещений», «цветовод», «садовник», «парикмахер», «младший воспитатель», и др.

 

На территории автономного округа функционируют 8 Ресурсных центров по сопровождению образовательных организаций по вопросам инклюзивного образования, деятельность которых направлена на методическую помощь педагогическим работникам образовательных организаций автономного округа по овладению специальными педагогическими подходами и методами обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, в том числе организации профориентационной работы и профконсультирования.

 

В целях сопровождения детей с особенностями развития, их родителей (законных представителей), на территории автономного округа функционируют

 

17 опорных образовательных центров, обеспечивающих работу с детьми, имеющими особенности развития,

Ресурсный центр образовательных технологий (навигатор образовательных технологий), созданный на базе государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Сургутский государственный педагогический университет»,

Региональный Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи, созданный на базе регионального Центра психолого-педагогической помощи и сопровождения автономного учреждения дополнительного профессионального образования «Институт развития образования».

 

Сопровождение детей с особенностями развития обеспечивают специалисты службы психолого-педагогического сопровождения образовательных организаций согласно заключениям ПМПК, мероприятиям, предусмотренным индивидуальными программами реабилитации или абилитации ребенка-инвалида. В 2017 году обеспечена разработка перечня мероприятий, в части психолого-педагогической реабилитации или абилитации и социальной интеграции, по 3655 индивидуальным программам реабилитации или абилитации ребенка-инвалида, в 2016 году по 3432 индивидуальным программам. Перечень мероприятий включает в себя рекомендации по созданию условий организации обучения, составления образовательной программы, составление программы психолого-педагогической коррекции, в которой определяются конкретные виды, объемы, формы и сроки предоставления психолого-педагогической реабилитации или абилитации в образовательных организациях автономного округа.

 

Основная функция служб - обеспечение психологической, педагогической и социальной реабилитации обучающихся, включая коррекцию их поведения и адаптацию в обществе, а также создание условий для получения ими базовых навыков профессиональной деятельности. Специалисты службы сопровождения осуществляют свою деятельность по 4 направлениям работы: диагностическая, коррекционно-развивающая, консультативная, информационно-просветительская.

 

Кроме того, специалистами службы ППМС осуществляется комплексное средовое сопровождение, что является инновационным направлением в практике профессиональной ориентации

 

- ковровая среда: позволяет корректировать эмоционально-волевую сферу обучающихся с ОВЗ посредством совместной игровой деятельности с ребенком, что способствует актуализации возможностей ребенка в процессе обучения и воспитания;

- среда темной сенсорной комнаты: позволяет стимулировать развитие всех сенсорных процессов у обучающихся, развивать интерес к исследовательской деятельности, общую и мелкую моторику, корректировать двигательные нарушения, создавать положительный эмоциональный фон и помогать преодолевать нарушения в эмоционально-волевой сфере;

- монтессори-среда: помогает создать условия для гармонизации психического, физического и ментального уровня, основной подход к воспитанию в этой среде – давать ребенку свободу выбора занятий, руководствуясь принципом «помоги мне это сделать самому»;

- среда постшкольной адаптации: обеспечивает дальнейшую социализацию, адаптацию и получение профессиональной подготовки обучающихся 10-12 классов. В рамках системы постшкольной адаптации в школах открываются классы профессионального обучения по специальностям «Швея», «Столяр строительный», «Слесарь-ремонтник», «Рабочий зеленого хозяйства». В классах с профессиональной подготовкой организуется прохождение учебно-производственной практики на базе предприятий, учреждений по профилю обучения, заключаются соглашения о сотрудничестве договоры с организациями и предприятиями (например: в Сургутской коррекционной школе с профподготовкой (МАУ ПРСМ «Наше время» (швейные цеха), ООО РЭУ-2, Многофункциональным центром прикладных квалификаций (Ресурсный центр Сургутского политехнического колледжа), ООО «Сургутмебель», МБОУ ДО «Станция юных натуралистов», ОАО «Сургутнефтегаз»  (Управление по эксплуатации зданий и сооружений) на прохождение учебно-производственной практики); в Сургутской специальной учебно-воспитательной школе № 2 (с БУ ХМАО-Югры «Сургутский центр занятости населения», Ресурсный центр Сургутского политехнического колледжа).

 

Важную роль в формировании навыков профессиональной деятельности и профессиональной ориентации обучающихся указанной категории играют организации дополнительного образования: расширение образовательных возможностей таких обучающихся является наиболее продуктивным фактором их в обществе, способствуют адаптации к условиям организованной общественной деятельности, развития их жизненных и социальных компетенций.

 

В организациях дополнительного образования осваивают дополнительные общеобразовательные программы 6158 детей указанной категории (82,8% от общего количества детей указанной категории), из них по предпрофессиональным программам в сфере искусства – 385 и в сфере спорта – 94, по программам спортивной подготовки – 255.

 

Наиболее востребованными в среде школьников указанной категории направлениями дополнительного образования являются: художественное (2332), физкультурно-спортивное (1693), техническое (1093).

 

Освоение программ дополнительного образования способствует формированию у школьников указанной категории основ пространственно-аналитического мышления, умению решать задачи и проблемы, возникающие в реальных жизненных ситуациях, в соответствии с образовательными возможностями и потребностями с использованием знаний и умений, учебного и жизненного опыта, что обеспечивает мотивацию к дальнейшей профессиональной деятельности.

 

С 2016 года используются инновационные формы работы с родителями:

 

- технология «лекотека» позволяет создать благоприятные условия для гармонизации детско-родительских отношений.

-канис-терапия является современным методом социализации обучающихся с ОВЗ, способствует адаптации обучающихся в различных социальных ситуациях, способствует развитию способностей к взаимодействию с окружающими, формированию положительного эмоционального фона, развитию навыков планирования и контроля,  развитию общей и мелкой моторики, стимулированию познавательной активности, созданию благоприятных условий для развития, развитию игровых навыков;

-клуб выходного дня позволяет организовать совместную деятельность  детей и родителей,  оказывать психолого-педагогическая поддержка семьи.

 

Информационная поддержка семей, воспитывающих детей, имеющих особенности развития, в том числе по вопросам развития ранней помощи осуществляется путем размещения информации различной направленности на сайте Депобразования и молодежи Югры в разделе «Образование для лиц с особыми образовательными потребностями», в который включен подраздел «Информация для родителей и детей с особыми образовательными потребностями».

 

На официальном сайте Сургутского государственного педагогического университета функционирует информационно образовательный кластер «Ресурсный центр», который состоит из следующих разделов: «Правовой навигатор», «Образовательный навигатор», «Пилотные центры», «Семейный навигатор», «Консультации», осуществляется регулярное пополнение содержания разделов. В разделе «Семейный навигатор» созданы рубрики: «Родителям «Особого ребенка», «Детям».

 

На сайте Института развития образования функционирует раздел «Навигатор в мире профессий», где размещены материалы по профессиям в разрезе направлений, а также перечень организаций профессиональной и высшего образования, осуществляющих профессиональное образование инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.

 

В настоящее время в 3 образовательных организациях высшего образования и 19 профессиональных образовательных организациях, подведомственных Депобразования и молодежи Югры, обучаются 253 студента из числа инвалидов, 95 – из числа лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).

Количество принятых в образовательные организации профессионального образования в 2017 году составляет 122 человека из числа инвалидов (в 2016 году – 75), 78 человек – из числа лиц с ОВЗ (в 2016 году – 30).

 

С целью оптимального выбора инвалидом и лицом с ОВЗ специальности (профессии) и социальной адаптации в обществе в профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования автономного округа функционируют Центры содействия трудоустройству, которые проводят индивидуальные консультации для студентов и выпускников по вопросам трудоустройства, составлению резюме, изучение некоторых нормативных правовых актов в области трудоустройства, содействуют закреплению на рабочих местах, взаимодействуют с центрами занятости населения.

 

Одним из направлений деятельности Центров содействия трудоустройству является профессиональная ориентация, в том числе школьников, из числа инвалидов и лиц с ОВЗ.

 

В своей деятельности центры охватывают весь комплекс направлений профориентационной работы со школьниками и молодежью, начиная от формирования контингента, выпуска студентов и обратной связи с выпускниками.

 

При распределении обучающихся по местам прохождения практики учитываются потребности и возможности предприятий для дальнейшего трудоустройства выпускников из числа инвалидов.

 

Приказом Депобразования и молодежи Югры от 13.10.2017 № 1663 «Об организации мониторинга постшкольного и постидипломного сопровождения и адаптации выпускников, в том числе детей-инвалидов, инвалидов, лиц с ограниченными возможностями здоровья» предусмотрены следующие мероприятия, направленные на обеспечение трудоустройства выпускников с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью, завершивших обучение по основным профессиональным образовательным программам:

 

обеспечение постдипломного сопровождения и адаптации выпускников образовательных организаций автономного округа, в том числе детей-инвалидов, инвалидов, лиц с ограниченными возможностями здоровья в течение календарного года со дня их выпуска из образовательной организации;

 

разработка и реализация образовательными организациями профессионального образования программ постдипломного сопровождения и адаптации выпускников образовательных организаций автономного округа, в том числе детей-инвалидов, инвалидов, лиц с ограниченными возможностями здоровья.

 

Совместным приказом Депобразования и молодежи Югры, Дептруда Югры, Депсоцразвития Югры от 10.07.2017 № 1096/217/614-р утвержден комплексный план мероприятий по содействию трудоустройству и постдипломному сопровождению выпускников образовательных организаций, в том числе с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья на 2017-2020 годы, включающий также профориентационные мероприятия.

 

С 2016 года с целью профориентации, мотивации, социализации и трудоустройства инвалидов с различными нозологиями Депобразования и молодежи Югры проводит чемпионат профессионального мастерства для людей с инвалидностью «Абилимпикс».

 

Первый региональный отборочный этап Национального Чемпионата конкурсов профессионального мастерства для людей с инвалидностью «Абилимпикс» (далее – региональный этап Чемпионата) состоялся в октябре 2016 года в городе Сургуте. В нем приняли участие 41 человек категории «школьники» и «студенты».

 

По итогам регионального этапа Чемпионата 4 студента приняли участие во II Национальном чемпионате Абилимпикс в ноябре 2016 года в г. Москве.

 

В 2017 году состоялся II региональный этап. В конкурсных соревнованиях принимали участие 58 человек. В III Национальном Чемпионате в г. Москве в декабре 2017 года приняли участие 10 победителей регионального этапа Чемпионата, в том числе два школьника по направлению «деревообработка».

 

По результатам мониторинга в 2017 году количество выпускников профессиональных образовательных организаций и образовательных организаций высшего образования составило 55 человек из числа инвалидов, из которых трудоустроены – 31, в том числе на оборудованные (оснащенные) рабочие места – 4 человека и 13 человек из числа лиц с ОВЗ, из которых трудоустроены 5 человек, 8 – продолжают обучение.

 

Причины, по которым выпускники профессиональных образовательных организаций и образовательных организаций высшего образования из числа инвалидов не были трудоустроены:

 

не могут трудоустроиться по состоянию здоровья – 5 чел.;

проходят курс лечения – 5 чел.;

выезд за пределы округа – 2 чел.;

рассматривают предлагаемые вакансии – 2 чел.;

продолжают обучение – 10 чел.