Размер шрифтаaaa
Цвет сайтаaa

Версия сайта для слабовидящихОбычная версия сайта
Опросы
Нравится ли Вам сайт?

1.1. Старцева Э. В.

 

Скачать полную версию выступления в формате doc

 

 

 

Выступление

Старцевой Эльвиры Владимировна,

заместителя председателя комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при Правительстве

Ханты-Мансийского автономного округа – Югры

на заседание координационного совета

по реализации демографической 

и семейной политики

в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре

24.05.2018, г. Ханты-Мансийск

 

О принимаемых мерах по профилактике семейного неблагополучия

 

Основными задачами деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних являются:

 

предупреждение безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних, выявление и устранение причин и условий, способствующих этому;

обеспечение защиты прав и законных интересов несовершеннолетних;

социально-педагогическая реабилитация несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении;

выявление и пресечение случаев вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений, других противоправных и (или) антиобщественных действий, а также случаев склонения их к суицидальным действиям.

 

Организация координации деятельности органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних (далее – система профилактики) по решению указанных задач осуществляется комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав (далее – Комиссии).

 

С целью повышения эффективности профилактической работы по профилактике семейного неблагополучия, противоправного поведения несовершеннолетних, безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних   осуществлено следующее.

 

По поручению Губернатора автономного округа на территории Югры разработан и реализуется Межведомственный план по профилактике социального сиротства в  Ханты-Мансийского автономного округа – Югре, направленный на своевременное выявление и социальное сопровождение семей с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации и социально опасном положении, сокращение численности детей, у которых оба либо единственный родитель лишены родительских прав или ограничены в родительских правах, а также на снижение случаев отказа от новорожденных, предупреждение беспризорности и правонарушений среди несовершеннолетних на 2018-2020 годы.

 

Сегодня на территории автономного округа активно организована  информационная кампания по профилактике социального сиротства, предупреждение беспризорности и правонарушений среди несовершеннолетних.

 

Деятельность всех органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений ориентирована на максимально раннее выявление семейного неблагополучия, своевременное оказание всех видов помощи семьям и несовершеннолетним по выходу из кризисных ситуаций, социально опасного положения.

 

Созданы центры по работе с семьей,  в которых активно внедряются медиативные технологии, направленные на  разрешение внутрисемейных конфликтов, налаживанию детско-родительских отношений.

 

В 1 квартале 2018 года на территории автономного округа в Реестре семей, находящихся в социально опасном положении, состоит 1 019 семей, в которых проживает 1 844  ребенка.

 

В отношении всех семей и несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, разработаны и ведутся индивидуальные программы реабилитации, в которые включены  мероприятия, направленные на устранения причин и условий, обусловивших их положение как социально опасное.

 

Эффективность реализации данных программ заслушивается на заседаниях комиссии и межведомственных консилиумах специалистов   органов и учреждений системы профилактики. При необходимости в данные программы вносятся дополнения и коррективы с учетом вновь выявленных проблем и изменения ситуации.

 

При проведении ИПР с целью оказания практической, психолого-педагогической, консультационной и иных форм помощи, а также наблюдение за динамикой реабилитационных процессов  проводится патронаж семей, находящихся в СОП, специалистами всех заинтересованных ведомств.

 

Основная проблема в большинстве семей, отнесенных к категории находящихся в социально опасном положении – злоупотребление родителей алкогольными напитками. Отсутствие методик гарантированного избавления от этого порока, отсутствие личного желания и психологического настроя на здоровый образ жизни не способствуют кардинальному изменению ситуации в лучшую сторону. Несмотря на это в автономном округе в течение последних лет последовательно снижается уровень семейного неблагополучия (за последние 5 лет уровень семейного неблагополучия снижен на 51%):

 

2012 год – 2018 семей

2013 год – 1587 семей

2014 год – 1301 семья

2015 год – 1221 семья

2016 год – 1085 семей

2017  год – 1032 семей.

 

Доминирующей причиной исключения из Реестра находящихся в социально опасном положении является нормализация семейных отношений, устранение социально опасного положения и трудной жизненной ситуации. Количество исключенных семей из Реестра находящихся в социально опасном положении по причине устранения причин и условий, обусловивших их положение как социально опасное, в течение последних трех лет составляет от 64% до 72 % от общего числа таких семей.

 

В 2017 году  30% родителей, признанных находящимися в социально опасном положении,  являются неработающими. В отношении таких родителей оказано содействие в оформлении всех мер социальной поддержки, на которые семьи имеют право и  в поисках работы. В 2017 году 50 % таких родителей было трудоустроено через органы службы занятости.

 

Специалистами комиссии, работающими на постоянной основе, систематически во время выездов в территории проводятся встречи с родительской общественностью, со специалистами ведомств, работающими с несовершеннолетними и их родителями с целью оказания методической и практической помощи, совместного поиска эффективных форм и методов работы.

 

Родителям оказывается помощь субъектами СП по мотивированию к лечению от алкогольной  и наркотической зависимости (в 2017 голу 203 родителя пролечено от алкогольной зависимости, в отношении которых организована ИПР, 27 родителей пролечено от наркотической зависимости).

 

Для наиболее эффективной реализации закрепленных в действующем законодательстве прав и законных интересов несовершеннолетних Кодексом об административных правонарушениях Российской Федерации введена ответственность родителей (законных представителей) за содержание, воспитание, обучение, защиту прав и законных интересов несовершеннолетних детей.

 

Законодательно установлена форма воздействия на родителей (одного из них) за виновное неисполнение лежащих на них обязанностей, влекущая за собой неблагоприятные последствия в виде лишения или ограничения имущественных и неимущественных прав.

 

При составлении административных протоколов комиссия учитывает, принцип равенства в семейных отношениях предполагает совместную солидарную ответственность родителей за воспитание и развитие ребенка.

 

Активно привлекаются родители ненадлежащим образом исполняющие родительские обязанности в отношении несовершеннолетних детей к административной ответственности. В рамках исполнения полномочий, возложенных на территориальные комиссии административным законодательством, в их адрес за 2017 год  поступило 6 164 административных протокола.  

 

Процедура составления протокола об административном правонарушении, как документа, содержание которого имеет первостепенное значение для дальнейшего рассмотрения дела, является важным действием, предшествующим назначению наказания.

 

Законодательство Российской Федерации, в соответствии с международными нормами, гарантирует право каждого ребенка жить и воспитываться в семье, насколько это возможно, право знать своих родителей, право на их заботу, право на совместное с ними проживание, за исключением случаев, когда это противоречит его интересам (пункт 2 статьи 54 Семейного кодекса Российской Федерации).

 

Родители имеют право и обязаны воспитывать своих детей, несут ответственность за их воспитание и развитие. Они обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей.

 

В то же время родительские права не могут осуществляться в противоречии с интересами детей. Обеспечение интересов детей должно быть предметом основной заботы их родителей.

 

При осуществлении родительских прав родители не вправе причинять вред физическому и психическому здоровью детей, их нравственному развитию. Способы воспитания детей должны исключать пренебрежительное, жестокое, грубое, унижающее человеческое достоинство обращение, оскорбление или эксплуатацию детей.

 

Родители, осуществляющие родительские права в ущерб правам и интересам детей, несут ответственность в установленном законом порядке[1].

 

В отношении семей, где не удалось достичь эффективности профилактической работы  территориальными комиссиями инициированы иски об ограничении и лишении родительских прав.

 

Количество родителей, в отношении которых проводилась ИПР лишены или ограничены в родительских правах:

 

2014 год – 168 родителей;

2015 год – 168 родителей;

2016 год – 169 родителей;

2017 год – 166 родителей.

 

Вместе с тем, в 2017 году 26 родителей изменивший свой образ жизни  восстановлены в родительских правах, что в 2,2 раза больше чем в 2016 году.

 

В соответствии с действующим окружным законодательством  комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав при Правительстве Ханты-Мансийского автономного округа – Югры осуществляет контроль за деятельностью территориальных комиссий при выполнении ими в установленном порядке отдельных государственных полномочий по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних по средством проведения проверок.

 

За последние 5 лет Окружной комиссией проведено 40 проверок деятельности территориальных комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав муниципальных образований автономного округа.

 

По результатам которых, действительно выявляется формальный подход и некачественная  организация индивидуальной профилактической работы с детьми и семьями, находящимися в трудной жизненной ситуации и социально опасном положении (в 2017 году нарушения выявлены в деятельности территориальных комиссий по делам несовершеннолетних Березовского района, города Радужный, Сургутского района, города Урая, Октябрьского района).

 

По итогам проверок в адрес работодателей направляются предложения о привлечении должностных лиц к дисциплинарной ответственности, ненадлежащим образом  исполняющих возложенные обязанности.

 

В целях эффективности проведения индивидуальной профилактической работы с семьями и несовершеннолетними в настоящее время окружной комиссией меняются подходы в работе с семьей, находящейся в социально опасном положении.

 

Разрабатывается новый Регламент межведомственного взаимодействия  субъектов системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних и иных органов и организаций при выявлении, учете и организации индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально опасном положении; положение о кураторе семьи, находящейся в социально опасном положении.

 

В июле 2018 года планируется утвердить алгоритм межведомственного взаимодействия органов и учреждений системы профилактики  безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних при организации социального сопровождения семей с детьми  в муниципальном образовании с конкретизацией видов деятельности каждого органа и учреждения.  

 

Для эффективного осуществления профилактике семейного неблагополучия в автономном округе внедрены  технологий межведомственного взаимодействия структур, осуществляющих социально-психологическую, педагогическую, правовую, юридическую, медицинскую, экономическую помощь семье и детям.

 

Таким образом, статистические данные являются косвенным доказательством того, что в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре  выработан оптимальный механизм взаимодействия  органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних по устранению причин и условий,  способствующих негативным проявлениям в различных сферах жизнеобеспечения детского населения, семейного неблагополучия координатором которой является Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав.

 

 

 

[1] Пункт 1 статьи 65 Семейного кодекса Российской Федерации.